Тренировка памяти и внимания у подростков. | Энциклопедия здоровья

Тренировка памяти и внимания у подростков.


Память — не только подарок природы.

Цель. Выяснить пути тренировки памяти и внимания у подростков.

Память — не только подарок природы, но и результат целенаправленного воспитания. Знание сильных и слабых сторон памяти ребенка поможет правильно организовать процесс усвоения знаний.

Личность человека, его отношения, навыки, привычки, надежды, желания существуют благодаря памяти. Если наступает расстройство в памяти — распадается личность: человек превращается в живой автомат, реагирующий на стимул, который действует в данный момент.

История знает немало необычных примеров человеческой памяти: величественный Юлий Цезарь, по свидетельству современников, помнил имена всех своих ЗО тысяч солдат, академик А. Иоффе держал в памяти таблицу четырехзначных логарифмов, А.Г. . Шлиман стал выдающимся полиглотом. Заучивая ежедневно по несколько страниц наизусть, он достиг того, что смог в совершенстве овладеть иностранным языком всего за 1,5-2 месяца, итальянец Джузеппе Мецофанти знал около 70 языков, диалектов и наречий.

Откуда такая память? Кто эти люди — прирожденные феномены, которые отличаются особой одаренностью, или обычные смертные, которые достигли исключительных успехов благодаря длительной тренировке памяти и внимания?

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что перед нами талантливые, в определенной степени одаренные природой люди. Но только врожденные способности сделали их такими, какими мы знаем? Конечно, нет. Превосходных результатов они достигли через продолжительную работу, систематическими упражнениями для тренировки памяти.

Итак, память можно совершенствовать, воспитывать ?! Именно так, как куем мы волю, характер, как тренируем и закаляем тело ?!

Ученые утверждают, что каждый человек по своей природе в какой-то степени является гением. Но у каждого человека уже в детстве разная память: словесно-логическая, образная, зрительная, слуховая, двигательная. Каждый ребенок обладает именно ему присущим запоминанием: произвольным или непроизвольным, познавательным или вспоминальным. Это результат, как правило, семейного воспитания. Вот почему в школе даже у первоклассников память не одинаковая. У одного лучше, а у другого — хуже.

 «Как тренировать память и внимание подростков».

Ученые всего мира ищут ответ на поставленный вопрос, составляя методики для улучшения памяти. Конечно, конкретные советы можно дать конкретним детям. Но есть и общие правила. О которых я и расскажу.

Развитие памяти — дело сложное. Здесь нужно иметь и терпение и настойчивость и последовательность. Тренировка памяти — дело всей жизни. Это первое  требование. И второе: запоминать следует все надолго. Поверхносное восприятие услышанного, увиденного, прочитанного ухудшает работу памяти. Восприятие окружающего по принципу «в одно ухо влетело — в другое вылетело» наносит только вред, не воспитывает память, не развивает умственные способности.

Поэтому запоминание всегда должно быть осознанным. Чем лучше ученик проник в содержание текста, разобрался в нем, тем увереннее он достигает цели. Например: мало просто понимать, о чем говорится в тексте, следует так запомнить, чтобы потом правильно все перевести. В практике ученик встречается с такими ситуациями при написании переводов. Как же сделать так, чтобы достичь лучшего понимания, которое поможет потом точно и полность  вспомнить текст?

Читая текст, необходимо находить в нем смисловые опоры, то есть такие слова или фразы, которые не только сами хорошо запомнятся, но и будут содержать в себе сущность содержания частицы текста. Это как заголовки, которые ученик сам определяет в тексте. Такие смысловые опоры помогут вспомнить и воспроизвести в памяти весь рассказ, не упустив важного и главного в нем.

Естественно, возникает вопрос: как часто следует расставлять  опоры? На какие части следует разбивать текст? Ведь можно смысловую опору найти в предложении, можно в абзаце, а можно на всей странице. Какая будет самая правильная?

Следует учесть, что очень большие части текста запоминаются плохо, как и очень маленькие. Выходить нужно с того, что лучше всего запоминается материал, связанный единым смысловым значением. Эта внутренняя целостность материала и может стать основой отбора частей и отрывков, необходимых для запоминания. Поэтому выделенные слова или фразы мы и называем смысловыми опорами, такими необходимыми для тренировки памяти и внимания.

Важно ставить перед собой во время запоминания и другие задачи для лучшего понимания и  сохранения в памяти. Это — разнообразные сравнения, сопоставления нового с уже известным. При изучении истории можно провести сравнение между различными историческими датами. Изучая географию, можно сравнивать различные географические зоны (за климатом, растительностью, животным миром).

Чрезвычайно важное значение для запоминания имеет соблюдение режима труда и отдыха. После 40-45 минут работы необходимо 10-15 минутный перерыв.

Если ученик решил тренировать свою память, ему следует соблюдать следующие требования:

— Тренировка памяти — процесс длительный и повседневный;

— Необходима максимальная сосредоточенность и внимательность к изученному;

— Необходимо развивать слуховую память.

С того самого дня, когда ученик начнет выполнять все требования, и начнется  тренировка памяти и внимания. Конечно, многое зависит от природных способностей. Но на человека влияют и обстоятельства. Поэтому их следует подчинять  достижению цели — улучшению памяти.

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий


Карта сайта