Рекомендации по воспитанию детей | Энциклопедия здоровья

Рекомендации по воспитанию детей

 

Ваш подросток выводит вас из себя. Вы испробовали все: и увещевания, и наказания, и угрозы, и слезы… Вы прочли массу умных книг. Вы беседовали с учителями, психологами и даже с милиционером. Но все привычные меры раз за разом дают осечку. Вы в отчаянии?Попробуем обратиться к советам американских психологов, супругов Байярд. Все свои советы они проверили на практике, воспитывая далеко не шелковых, родных и приемных, детей. Советы их покажутся вам экстравагантными. Они предлагают совершенно новый взгляд на отношения родителей и подростков.

Но почему бы не попробовать хотя бы прислушаться? Рекомендации по воспитанию детей от профессионалов свого дела.

Итак, вот что, вкратце, предлагают нам супруги Байярд в своей книге «Ваш беспокойный подросток».
Подавляющее большинство детей, в свое время огорчавших родителей, стали со временем вполне нормальными людьми; иначе говоря, позврослев, они смогли сами позаботиться о себе, оказались самостоятельными и смогли поддерживать достаточно комфортные отношения с окружающими, включая и своих родителей.

В большинстве семей, проходящих через период подростничества сына или дочери, у родителей и детей существуют трудности. Большинство подростков впоследствии — обычно где-то между восемнадцатью и двадцатью пятью годами — пережили своего рода психологический переворот и стали со своими родителями настоящими друзьями. Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом.
Если вы чувствуете, что оказались в ловушке…
Вы обижены, а ваш ребенок помыкает вами, то почти наверняка можно сказать: сил у вас больше, чем вы полагаете, в том числе и сил так изменить окружающее, чтобы почувствовать себя гораздо лучше. Такое поведение, не причиняющее вреда ребенку, будет, скорее всего, во благо и ему (или ей), и вам.
И вот, наконец, последнее приятное сообщение, которое вы должны принять во внимание: Вы обладаете таким же стремлением, такой же потребностью, таким же правом на счастье, свободу, внимание, уважение, любовь и т. д., как и ваш ребенок. И так первые рекомендации по воспитанию детей:
возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка.
• Поздно ложится спать.
• Лжет, например: говорит, что идет в одно место, а сама идет
куда-то еще; говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их; говорит, что не крала из моего кошелька.
• Пачкает на кухне.
• Развешивает мокоые полотенца по ванной комнате.
• Оставляет грязную посуду в гостиной.
• Не кормит своих домашних животных.
• Не убирает за своей собакой.
• Берет без спроса мою одежду.
• Одевается, как бродяга.
• Злоупотребляет косметикой.
• Дает мою одежду (фен для волос, косметику) своим подругам.
• Исчезает по ночам из дома через окно.
• Гуляет допоздна или даже всю ночь.
• Оставляет свой велосипед (коньки и т.д.) на улице без при-
смотра.
• Оставляет мои инструменты ржаветь на улице или же теряет
их.
• Часами занимает телефон.
• Заказывает, не спросив меня, дорогостоящие междугородные
разговоры по телефону.
• Не хочет переодеваться после школы. Имеет дурную привычку
скандалить.
• Постоянно угрюм и замкнут.
• Водится с нежелательными приятелями.
• Имеет друга (подружку) гораздо старше ее (его).
• Слишком много смотрит телевизор.
• Валяется целыми днями, слушая стереозаписи или просмат
ривая телепрограммы.
• Не делает уроков.
• Не ходит в школу.
• Плохо учится.
• Приводит друзей домой, когда меня нет.
• Позволяет своим друзьям красть у нас.
• Не моетря.
• Не делает работу по дому.
• Закатывает истерики и угрожает, когда ему перечат.
• Не убирает в своей комнате, содержит ее в беспорядке.
• Убегает из дома.
• Дерется с братьями или сестрами.
• Говорит, что не любит меня.
• Ругается.
• Обзывает меня.
• Ничего не хочет делать вместе с семьей-
• Все время хочет быть одна.
• Требует денег.
• Говорит, что я плохо с ней обращаюсь.
• Крадет у меня или других членов семьи: (деньги, украшения,
коллекции монет, спиртные напитки).
• Курит.
• Пьет пиво с друзьями.
• Курит марихуану.
• Хранит марихуану в своей спальне.
• Активен и неразборчив в сексе.
• Угрожает мне или другим телесными увечьями.
• Сделал беременной свою подружку.
• Сделала аборт, а теперь опять забеременела.
• Отбивает штукатурку со стен, когда злится.
• Берет чужую машину и отправляется в «увеселительную про
гулку».
• Пробирается в дом к соседям и крадет там вещи.
• Ворует в магазинах.
• Грозится убить себя.
• Ездит в машинах, которые водят безответственные друзья.
• Вмешивается в мою личную жизнь.
Теперь, когда ваш список готов, еще раз просмотрите его и выберите для отдельного перечня все то, что имеет вполне определенные последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на вас. Этот перечень мы будем называть перечнем событий жизни ребенка. Рекомендации по воспитанию детей содержат элементы примеров, которые помогут правильно реагировать на ситуацию.
Примеры.
Если подросток поздно ложится спать…
Родители часто испытывают озабоченность по этому поводу, ибо ребенку необходим отдых, чтобы вовремя встать утром и быть бодрым в школе. Конечно, если дети поздно ложатся спать, то на следующий день у них слипающиеся и затуманенные глаза, вялость и сонливость, но все это — последствия для жизни вашего ребенка, и совершенно ясно, что они не влияют на вашу жизнь.
Помещая этот пункт в перечень событий жизни ребенка, учтите, однако, следующие его аспекты, которые влияют на вашу жизнь.
Ворчлив и раздражителен на следующий день.
Не дает мне побыть одной; лишает меня тишины и покоя вечером и ночью.
Требует, чтобы его или ее разбудили на следующее утро.
Если подросток не заботится о личном имуществе…
Оставляет свой велосипед на улице, где он может попасть под дождь или где его могут украсть.
Почти каждый взрослый, вынужденный зарабатывать деньги, чтобы содержать семью, чувствует себя не в своей тарелке, когда видит плохое обращение с дорогими вещами; а когда эти вещи он еще и оплатил собственным трудом, такой дискомфорт может быть весьма чувствительным. Видя, как бесцеремонно обращаются с купленными вами вещами, вы также можете почувствовать себя недооцененным. У вас могут развиться тревожность и озлобленность во всем, что касается денег. Вы заплатили за нечто, что не было оценено, и можете почувствовать: вы и дальше обязаны платить за новые и новые вещи — и все ваши деньги просто исчезнут, как исчезает вода в сливе раковины.
Чтобы совершенно изменить ситуацию и вернуть себе контроль над финансовыми затратами, мы советуем вам провести четкую грань между вещами вашего ребенка и вещами, принадлежащими вам. И после этого все, что ребенок делает со своими вещами, со всей определенностью включить в перечень событий жизни ребенка. Совершенно ясно, что пропажа велосипеда у ребенка, всякого рода порча школьной формы, растрата подростком собственных денег, скорее всего, окажут воздействие на его, а не на вашу жизнь. В то же время следует помнить о тех аспектах данного пункта, которые имеют последствия и для вас.
Ждет, что я возмещу пропавшие, испорченные или отданные вещи.
Не убирает в своей комнате.
Подобное может доставлять родителям, и особенно матерям, почти нестерпимые мучения. И, тем не менее, в большинстве случаев такая привычка влияет преимущественно на жизнь ребенка; ведь именно ваш сын или ваша дочь должны жить, как в свинарнике, испытывать стыд, когда предстоит принять у себя друзей, и затруднения, когда приходится искать свои вещи в этом, беспорядке и носить нестираную, мятую одежду.
Родители иногда полагают, что одна из их обязанностей — научить детей быть опрятными; а важный элемент — постоянное требование поддерживать чистоту и порядок в спальне. Нам бы очень хотелось убедить вас, что все это лучше всего отнести к перечню событий жизни ребенка. Рекомендации по воспитанию детей содержат неожиданный взгляд на подобную проблему.
Если бы вы сдавали одну из своих комнат кому-нибудь за плату, настаивали бы вы, чтобы он или она поддерживали в ней порядок? Мы думаем, что, скорее всего, нет: если человек платит за комнату, то она является его территорией. Конечно, ребенок не платит за свою комнату, однако нам все же представляется разумным, чтобы некоторая часть дома была бы выделена ему как именно его территория. Так что оставьте, если сможете, чистоту и порядок в комнате ребенка в перечне событий его жизни.
Неприбранная комната будет, по-видимому, досаждать вам только в тех случаях, когда:
Ее дверь оказывается приоткрытой, так что нельзя не видеть беспорядка и грязи.
В ней скапливается посуда, которую оставляет там ребенок.
Оставленные в ней объедки привлекают в дом муравьев и мышей.
Если дочь неряшлива и злоупотребляет косметикой…
Носит вызывающие бюстгальтеры.
Носит одежду, выглядящую очень неряшливо.
Манера ребенка одеваться влияет на его жизнь по многим каналам: она свидетельствует о том, каким видит себя ребенок, каким он хочет, чтобы его видели другие, и тем самым как бы предупреждает окружающих, чего они могут ожидать от него. На вашу жизнь все это не влияет: на нее влияет ваша манера одеваться. Далее, реальный контроль над тем, как одевается ребенок, крайне незначителен — за исключением тех случаев, когда он или она находится в полной зависимости от вас. Мы советуем вам включить этот пункт в перечень событий жизни ребенка, отметив для себя только то, что прямо влияет на вас:
Хочет появиться на людях вместе со мной, в то время как сам выглядит, как настоящий бродяга (похожа на проститутку) и т.п.
Если вы хотите добиться большей сознательности у вашего подростка, придерживайтесь рекомендации по воспитанию детей перечисленных ниже.
Выберите из перечня самый значительный пункт, ответственность за который вы можете без особого труда передать ребенку.
Ответственны за это поведение теперь не вы, а ваш ребенок.
Отрепетируйте обращение к сыну или дочери, в котором вы как бы передаете ему или ей ответственность за данный пункт перечня. Это обращение может звучать примерно так:
— Я беспокоилась и сердилась из-за того, что в прошлый раз ты не пошел в школу, и пыталась заставить тебя пойти туда,
Я долго думала об этом и теперь понимаю, что поступала глупо. Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, все это действительно твое дело, так как влияет, прежде всего, на твою жизнь.
Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильные решения относительно занятий в школе.
С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным.
Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь, но в целом все это теперь твое дело.
Вы, возможно, заметили: в этом обращении всего шесть предложений, в каждом из них подлежащим является местоимение «я», в обращении нет вопросительных предложений. Мы называем предложения такого рода Я—высказываниями. В этой книге мы еще поговорим об эффективных речевых конструкциях, а сейчас лишь попросим вас как можно точнее придерживаться следующего высказывать только то, что вы чувствуете или собираетесь делать, и не говорить сыну или дочери, что он или она может или должен (должна) делать. Сформулируйте то, что вы должны сказать в виде Я—высказываний, произнесите это по возможности кратко и не задавайте вопросов (таких, как «Почему ты не хочешь ходить в школу?», «Хочешь, я поговорю вместо тебя с твоим учителем?», «Ты ходил сегодня в школу?» и т.д.].
Отправляйтесь к вашему сыну или вашей дочери, прямо и открыто заявите ему или ей, что вы пришли к определенному решению в отношении конкретной проблемы, и сформулируйте это решение.
Затем: на протяжении следующих нескольких дней или недель аналогичным способом передайте ему или ей ответственность за остальные пункты из перечня событий жизни ребенка.
Ваша вера в способность ребенка принимать правильные решения оказывает на эту его способность стимулирующее влияние, вот основные рекомендации по воспитанию детей
Ваши внутренние убеждения влияют на то, что вы думаете о себе и что думает о вас ваш ребенок.
Родитель.
• Я отвечаю за то, что делает мой ребенок.
• Он не будет делать этого.
• Она не может принимать решения.
• Она глупа.
• Он ненормален.
• Ее следует ценить лишь постольку, поскольку она является
«хорошей»: посещает школу, подчиняется, следит за собой, вежлива, исполнительна.
Она не может заботиться о себе.
Ребенок.
• Папа (или мама) отвечает за мои действия; я не отвечаю за то,
что делаю.
• Я не буду делать этого.
• Я не могу принимать решения.
• Я глупа.
• Я ненормален.
• Меня ценят лишь за то, что я соответствую желаниям других
людей. Решения, которые я принимаю для себя самой, ничего не стоят.
• Я не могу заботиться о себе.
Родитель.
• Мой ребенок отвечает за то, что делает.
• В любой ситуации он сделает так, как будет лучше для него.
• Она может принимать решения.
• С ним все в порядке.
• Я могу доверить ему заботу о самом себе.
• Я не знаю, что он сделает в следующий раз, а ведь это так ин-тересно…
Ребенок.
• Я отвечаю за свои действия.
• Конечно, я так сделаю.
• Конечно, я не могу принимать собственные правильные решения.
• Со мной все в порядке.
• Я могу и буду заботиться о себе.
• Я небезразличен маме, и она верит, что решения, которые я
приму, будут для меня правильными.
Если ребенок — после того, как вы откажетесь от контроля над событиями его жизни — поведет себя еще хуже…
Когда вы осознаете, что беспокоившее вас ранее поведение повторилось вновь, вашей первой реакцией может быть вспышка гнева, досады, фрустрации. Если это так, остановитесь — воздержитесь от того, чтобы говорить или делать что- либо до тех пор пока не придумаете и не учтете следующие соображения:
Ваши переживания гнева, досады, фрустрации — первый шаг на пути к предоставлению ребенку отрицательного внимания, которым он или она обязательно воспользуется. Если вы будете продолжать выражать эти переживания и дальше, это может лишь поощрить и укрепить безответственное поведение ребенка.
Оставайтесь тверды в своем решении не забирать вновь рычаги управления в свои руки. Вы можете почувствовать острое желание отреагировать на него в привычной для вас манере: испытать огорчение и сожаление, выразить свою тревогу, начать задавать ребенку разного рода вопросы, качать головой, давать советы. Не делайте этого. Наши рекомендации по воспитанию детей включают в себя именно категоричность и принципиальность в этом

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий


Карта сайта