Если ребенок агрессивный | Энциклопедия здоровья

Если ребенок агрессивный


Если ребенок агрессивный. Как с ним быть?

Все чаще мы слышим от учителей, воспитателей, родителей: «Дети стали проявлять много агрессии». Или: «Поведение многих детей неадекватно. Только что не так, сразу в драку ». Агрессивное поведение ребенка становится почти нормой. Сколько страданий наносят такие дети тем, кто рядом с ними: родителям, педагогам или сверстникам! Иногда взрослые теряются и не знают, что делать, если ребенок агрессивный. Нередко на агрессию отвечают гневом, что, конечно же, не лучший способ снять напряжение, которое возникло между взрослым и ребенком.

Агрессия «молодеет»

Попробуем разобраться в феномене агрессивности и выявить ее причины, поскольку знание причин, как правило, помогает найти выход, казалось бы, из тупика.

Итак, агрессивность — это склонность к причинению другим морального и материального вреда.

Обычно в педагогике чаще упоминается об агрессивности подростков, однако агрессивность «молодеет».

Психологи утверждают, что уже в 2-3 года у ребенка возможны проявления настоящей агрессии с угрожающими действиями, звуками, жестами, а в младшем  школьном возрасте дети часто проявляют агрессию в игре. Агрессивное поведение ребенка имеет свои прчины.

Какие же могут быть причины агрессии? Если ребенок агрессивный, что делать? Почему об этом мы говорим все чаще?

Остановимся на важнейших из них.

  • Безусловно (и это мнение всех психологов), агрессивное поведение родителей является важнейшим фактором становления агрессии их ребенка. Доказывать этот факт нет необходимости. Если ребенок агрессивный, смотри на родителей.
  • Средства массовой информации. За школьные годы дети проводят у телевизора более 15 000 часов, 13 000 из них они наблюдают на экране насилие, смерть и жестокость, которая «заражает» агрессивностью «всерьез и надолго».
  • Характерологические особенностями самого ребенка (гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам).
  • Выявление нелюбви к ребенку со стороны близких, от чего у него возникает ощущение враждебности окружающего мира и как ответ в характере формируются безжалостность и жестокость.

Позиция педагога должна быть гуманистической, ведь именно педагог благодаря механизму самоотражения (зеркальности) способен воспитать у ребенка доброжелательность, терпимость, другие положительные качества, которые сам проявляет по отношению к детям. Свести агрессивное поведение ребенка на нет.

  • Хотелось бы обратить внимание еще на одну причину. В «Учительской газете» (№ 24, 2001 г.) Было опубликовано интервью с президентом Международной академии интерактивной медицины Сергеем Шушарджаном. Процитируем его слова, с которыми полностью согласны: «Я считаю, что антикультуру надо запрещать законодательным путем. Есть рок-группы, которые исповедуют сатанизм и не отрицают этого. Они прославляют смерть и разрушения. Они обманывают детей, делают их глупыми, превращая в агрессивных существ. Музыка насилия — это наш враг ».
  • Если ребенок агрессивный, то причиной такого поведения  могут быть унижения и обида (или неправильно выбранная форма поведения) со стороны педагогов.

Четыре «типчики»

Психологи выделяют четыре типа агрессивных детей.

  1. Ребенок, подвержен физической агрессии. Он  активен, любит риск, стремится к общему признанию. Обладает организаторскими способностями. Лидер в коллективе, но в то же время склонен к садизму, у него нет самоконтроля, он  импульсивен, для него  не существует моральных ограничений. Такого ребенка видно сразу, его  агрессия явная, открытая.
  2. Ребенок, склонный к проявлению вербальной агрессии Доказано, что эти дети психологически неуравновешенные, у них наблюдаются повышенная тревожность, неуверенность, уязвимость, нередки депрессивные состояния, отмечается недостаточная работоспособность. Этот тип более «закрыт» для окружающих, но сколько страданий может принести такой ребенок близким — не физическим, но словесным (вербальным) влиянием. Такие дети хорошо попадают в цель — в болевые точки одногодков. От таких детей очень страдают те, кто имеет физические недостатки, ослабленное здоровье, отличаются робостью, застенчивостью, неуверенны в себе. Перепадает несколько язвительных словечек от «агрессоров» и взрослым.
  3. Ребенок, склонный к проявлению косвенной агрессии. Эти дети чрезмерно импульсивны, их отличают примитивные стремления, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний. С одной стороны, они подвержены риску, с другой — чувствительные, мягкие, покладистые. Очень болезненно реагируют на критику. «Жало» таких детей действует не прямо, а через объект или субъект, а сам «агрессор» наблюдает, как будут развиваться события дальше. Это — агрессия «втихаря», по принципу: «Завести на ссору, драку и посмотреть, что будет».
  4. Дети — «негативисты». Этот тип свойственен в основном подросткам, которые уже имеют достаточный социальный опыт, чтобы обдумывать каждое слово и каждое действие. Такие дети все принимают в штыки, критика для них — личное оскорбление. Но в то же время они рассудительно обдумывают каждый шаг, чтобы сделать в ответ все «острее» и «круче», считая, что жалость и сострадание — для слабых.

Понимание причин, обусловливают агрессивные реакции ребенка, и определение типа, к которому он принадлежит, дают возможность воспитателю продумать стратегию и тактику работы с ним в коллективе, если ребенок агрессивный

Хотелось бы дать несколько универсальных советов, как вести себя с агрессивными детьми:

— Не фиксировать внимание всех на агрессивное поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние;

— Адекватное поведение взрослого — это осуждение агрессии ребенка, но без тяжелых наказаний;

— Старайтесь, прежде всего выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить;

— Дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;

— Старайтесь лишний раз приласкать ребенка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;

— Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, даже если они незначительны.

Если ребенок агрессивный, то эти советы пригодятся.

Таким образом, борьба с насилием, агрессивным поведением ребенка — это создание условий, исключающих враждебность в детском коллективе: школе, детском саду, лагере. Основой жизни любого детского коллектива  должно быть уважение друг к другу. Ребенок, склонный к агрессии, тоже достоин уважения — хотя бы за то, что он личность.

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий


Карта сайта